Усвоение грамматических норм у ребенка протекает очень интенсивно. Анализ детской речи показал, что дошкольник может усвоить основную грамматическую систему к трем-четырем годам. Младшие дошкольники в основном пользуются всеми падежными формами существительных и основными формами глаголов. Следует обращать внимание преподавателя, который планирует работу над формированием грамматических навыков, на морфологию в речи как ребенок осваивает согласования слов в роде, падеже, числах, способы словообразования существительных с суффиксами. Постигать слова, которые предназначаются в предложении для обозначения времени, места.
Для занятий с детьми трех-четырех летнего возраста, используют те грамматические формы, которые вызывают у них сложности. Внимание нужно уделять работе с существительными: Дети различных животных. Название детей животных, путем демонстрации картинок и игрушек. Наименование посуды (чайник, сахарница, хлебница) то есть те суффиксы, которые дети усваивают быстро. Добавление слова (например: «кот – котик, слон – слоник»). Применение повелительного наклонения глагола вызывает множество ошибок в речи детей. Нужно закрепить глагол лежать (ляг), например «Кошка, ляг!», глагол съезжать – «Маша и медведь катаются с горки». Многие наречия уже на четвертом году жизни используют дети, такие как: место, время и многие предлоги. Одной из сложных задач является активизация предлогов в речи. Возможно, использовать игры-инсценировки «Где ослик искал свой мяч?» и другие игры Т.Мусейибовой.
Преподавателю важно обращать внимание на правильное употребление одушевленных существительных с предлогом «у», который дети часто могут заменить на ы или и. Педагог дает куклам имена, дает игрушки, предметы, а дети рассказывают у кого что: кукла у Маши, кубик у Димы, лопатка у Светы. Также нужно обращать внимание детей, из чего сделан предмет (стеклянный, деревянный). Характерно для детей четвертого года, усложнение предложений. Для того чтобы ребенок сумел выражать свои мысли в виде небольшого рассказа, его нужно учить быть наблюдательным, уточнять время действия, его причины. Дети этого возраста характеризуют ситуацию благодаря перечислению наблюдаемых объектов « У курочки клюв, крылышки ». Также важен порядок слов в построении предложения, умение менять порядок слов «Собака хохотала над кошкой»; «Собака над кошкой хохотала». Так как дети любят копировать взрослых, педагог должен быть грамотным и эмоциональным.